09.02.2023
'

Путин и мозаика в православном храме

На днях стало известно, что изображения Путина, Шойгу и некоторых других высших лиц российской политики на мозаике главного военного храма РПЦ не будет.Хотя  образы политиков уже были нанесены на мозаику в мастерской храма. Данное решение объяснили нежеланием самого Владимира Путина «увековечить»  себя живого таким образом. Путин  сказал что-то вроде: «потомки должны оценить наши деяния».

Скорее всего, поднявшийся общественный ажиотаж вынудил власти отступить. Ибо слабо верится, что мозаику с изображениями действующих властных лиц России устанавливали без их ведома. Как минимум, без их молчаливого согласия.

Ведь государство принимало самое активное участие в строительстве главного военного храма.

На строительство храма при помощи государства (а точнее министра обороны С. К. Шойгу) в кратчайший срок были собраны миллиарды рублей. Храму придается большое политическое значение, как символу военной мощи России и символу путинской эпохи. Этот храм, построенный в Подмосковье, является третьим по величине в России. После храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Поэтому просто невозможно, чтобы изображения на храмовых мозаиках, которые «на века», были простой фантазией или жестом «доброй воли» строителей.

Изображения на мозаике храма символизируют важные моменты российской военной истории. Лидеры современной России были изображены на мозаиках в связи с «воссоединением Крыма и России»  . На мозаиках, кроме других исторических личностей, был также изображен Сталин и советские военачальники разгромившие Гитлера. Хотя сами мозаики с изображениями, по уверению строителей, занимают незначительное место в храме, но шум поднялся большой. Тема «Путин и мозаика в православном храме» стала громкой в оппозиционных СМИ.

В чем был смысл идеи изображения на мозаиках? Одна из главных идей – протянуть нить военных успехов исторической России к современной России.

Идея, очевидно, состояла и в некой сакрализации действующей власти.

Проведению определенных параллелей между великими историческими личностями и президентом Путиным (с его ближним окружением). В частности, образами князя Владимира «присоединившего Крым к России», образом Сталина «принесшего России величайшую в ее истории военную победу» и образом  Владимира Путина «воссоединившего Крым с Россией».

Резонанс в обществе вызвали образы Сталина и Путина. Сталина обвиняют в гонениях на церковь и политических репрессиях,  а Путин еще живой политический лидер. Ставить памятники самому себе как-то не принято в современном обществе.

В этом разрезе скандал получился невыгодным для российской власти.

Ассоциация Путина со Сталиным политически невыгода в условиях, когда Россия пытается помириться с Западом и ослабить экономические санкции.

Особенно теперь, в период кризиса вызванным мировой  эпидемией и падением цен на нефть. Сталин, как Верховный главнокомандующий победившей армии и лидер великой страны – это одно. Сталин, как носитель «человеконенавистнической» идеологии, «осуждаемой цивилизованным миром» – это другое. Реакция российского общества на происходящее также, очевидно, не воодушевила Кремль.

Следует отметить, что в самой русской церкви  нет единства по поводу изображения Сталина в храме. Сразу после отказа Путина быть изображенным на мозаике, стала известна отрицательная реакция представителей церкви на образ Сталина в храме.

Поэтому все закономерно. Оценки современности будут давать потомки.

 

Кирилл Громов, политолог.

3 комментария к «Путин и мозаика в православном храме»

  1. Кирилл, все интересно ты расписал «Путин и мозаика в православном храме». Но большинству нет дел до этой мозаики. У людей сейчас другие проблемы. Как выжить, спасти свой бизнес на самоизоляции. В этом храме военном большинство из людей все-равно никогда не побывают. А кто там будет, не будет придавать столь большое значение этой мозаике. Мозаика там не такая уж большая. Там есть много других ценностей. Вроде очень большого изображения Спаса, огромных потолков разрисованных и т.д. Шум раздули оппозиционеры из числа либеральных.

  2. Не соглашусь, что это никому не нужно. Да, большинству людей может и нет дела до этой мозаики, но резонанс все-равно получился. Большинство люде вообще не интересуется политикой, но это не значит что о ней не нужно писать.

  3. Вообще по правилам живых людей и не церковных можно изображать в православных храмах? Посмотрела статью тут по ссылке, один из оформителей храма говорит, что можно. Ведь люди пожертвовали или помогли собрать деньги на строительство храма. Деньги же собранные государством очень большие, что-то около шести миллиардов рублей! Другое дело — их, мол, изображаю где-то «сбоку» не на самых видных местах, которые отведены разным святым.В 19 веке такое делалось с царствующими персонами, как понятно из интервью по ссылке. Но сейчас-то времена другие! Поэтому пришлось нашей власти отказаться. Это мудрый их шаг. Иначе не красивы бы получилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *