09.02.2023
'

На просторах российского интернета: ислам и споры его мыслителей

На просторах российского интернета появляются ролики на которых запечатлены дискуссии как между российскими, так и российскими и зарубежными религиозными деятелями ислама. В частности, между представителями традиционного российского ислама Северного Кавказа и  религиозными деятелями относящихся к потомкам и  последователям Абд аль Ваххаба.

Так, чеченский муфтий в своих выступлениях, ссылаясь на религиозные источники, ставит Абд аль Ваххаба и его последователей вне закона.

Напомним ваххабизм – религиозное направление, возникшее в Саудовской Аравии, выступающее за возврат  к раннему исламу. К тому исламу, когда не было еще укрепившихся исламских религиозных институтов, создания культа святых и святынь. Аллах – по учению ваххабитов – единственный источник творения и только он достоин поклонения.  

Последователи Абд аль Ваххаба  в ответ на критику вступают, в общем, со следующими тезисами:

— не найти в высказываниях Абд аль Ваххаба что-либо противоречащее исламу;

— источники на которые ссылаются критики Абд аль Ваххаба написаны  не религиозными деятелями (или не теми деятелями, которые ведут свое происхождение от рода Мухаммеда), а потому не авторитетны;

— под территорией, где по пророчеству должно было появиться «злое семя шайтана»  имелся в виду не Неджд (территория в Саудовской Аравии, где появился ваххабизм), как говорит муфтий Чечни, а Ирак. Именно в Ираке появлялись многие радикальные исламские мыслители и направления ислама. Например, хариджиты в Средние века,  лидер ИГИЛ Абу Бакр аль Багдади и т.д.

—  звучит мысль, что основатель ваххабизма не может отвечать за действия  всех людей причисляющих себя  к его последователям.

Высказываются доводы и религиозного характера относящиеся к терминологии, обрядам в исламе.

Мы попросили высказать свое мнение политолога Анатолия Бардина

Каковы причины появления ваххабизма как религиозного направления?

— Любое религиозное направление   для своего возникновения имеет причины – прежде всего социально-экономические и политические. Ко времени появления ваххабизма в 18 в. среди арабов, было немало людей недовольных положением дел. Аравия являлась периферией Османской империи, а местные племена раздирали конфликты. О былом могуществе арабов времен пророка Мухаммеда и его последователей можно было только мечтать. Социальное напряжение между зажиточной частью общества и бедняками было большое. Ваххабизм объяснял  бедствия арабов-мусульман отходом от «чистого» ислама времен пророка Мухаммеда и призывал вернуться к раннему исламу. Под критику ваххабизма подпадали действовавшие религиозные институты ислама, которые были тесно связаны со светской властью, а значит  в глазах недовольных, покрывали несправедливость. Тем более, что в арабский ислам вернулись многие доисламские языческие верования. Есть теория объясняющая появление ваххабизма бунтом кочевников-бедуинов против зажиточного городского населения. Под знаменем очищения ислама, борьбы с «неверными» появилось государство  Саудовская Аравия.

Почему ваххабитов в России обвиняют в радикализме и нетерпимости?

Последователи Абд аль Ваххаба, называют себя и салафитами, часто прибегали для достижения своих целей к радикальным методам – уничтожали своих противников, включая религиозных деятелей, уничтожали  святыни ислама, которые были связанны по их убеждению с язычеством. И современные исламские радикальные террористические организации используют ваххабизм в качестве своей религиозной, идеологической основы. Поэтому, власти той же Чечни, отрицательно относятся к ваххабитам (салафитам). Их учение не только противоречит сложившимся традициям ислама на Кавказе, но и используется террористическими группами.     

Есть прецеденты возникновения  нечто подобного в других  религиях, призывающие к «очищению» религии?

   -Религиозные направления, призывающие к возврату к истокам религии, возникали не только в исламе. В христианстве в 16 веке появился протестантизм,  призывавший к обновлению и очищению христианства.  Религиозные войны между католиками и протестантами сотрясали в свое время Европу. Протестантизм выступал против сращивания церкви со светской властью, против посредничества института священства между людьми и богом. Опорой для протестантов служила Библия как Священная книга и первоисточник, а не тексты христианских деятелей или святых. Можно приводить и другие примеры.

Какова по вашему мнению судьба ваххабизма на Северном Кавказе?

-Если, ваххабизм враждебен ко всяким культурным и религиозным добавлениям к первоначальному исламу, то на Северном Кавказе он не распространится. Последователи ваххабизма в российском исламе  будут в меньшинстве. У народов Северного Кавказа свои богатые традиции ислама, свой богатый культ святых. Но ваххабизм (салафизм), служит и будет   служить религиозной и идейной оболочкой для недовольных своим социальным положением, использоваться радикальными экстремистскими группами для достижения своих интересов.      

Сегодня появление таких дискуссий в интернете, в том числе перевода их с иностранных языков, свидетельствует о некотором напряжении и разногласии  внутри мусульманских общин Северного Кавказа.  В религиозной жизни, как и в политике не бывает полного спокойствия.

 

3 комментария к «На просторах российского интернета: ислам и споры его мыслителей»

  1. Очень интересная статья. Но в конечном итоге, религия используется политиками. Всегда это было. А так-то чего делить простым верующим? Бог един. Простые верующие могли быть жить в мире

  2. Ислам меня всегда привлекал. Но понимаю, что все это временно. Любые обычаи меняются. Любая религия меняется. Хотим мы этого или нет. Убивать людей только из за того что у них другая религия преступно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *