09.02.2023
'

Фильм «Беспредел» как отражение политической реальности

Советский фильм «Беспредел» 1989 г. показывает жизнь заключенных в советской зоне и царящие там жестокие нравы. Фильм вышел в последние годы существования советской власти и на примере упадка советской системы исполнения наказания, подспудно демонстрировал загнивание советского строя.

Конечно «черные» зоны, где правят бал «блатные» зэки при попустительстве тюремной администрации  существовали и в более ранний советский период, но, прежде это не показывалось в фильмах,

ведь советское искусство было призвано воспитывать в людях высокие чистые чувства. Иными словами показывалась часто не реальность, а то как должно быть в идеале.

 

Художественный фильм, как говорили его авторы, был основан на реальных событиях, и смотря на эту реальность в  фильме можно дать определенную характеристику прошлым временам, увидеть, какой же выход из этой неприглядной реальности предлагали авторы фильма, выражавшие отчасти мнение многих советских интеллигентов и диссидентов того времени.

Если в более раннее советское время «воров в законе» и криминальных «авторитетов» («блатных») стремились перевоспитать идейно или насильно, и у государства был некий оптимизм на этот счет, то в   фильме «Беспредел»  уже царит безнадежность. «Блатные»  окончательно срослись с администрацией исправительной системы, которой для поддержания порядка на зоне было очень даже выгодно сотрудничество с криминальными элементами. Но пока в фильме, правда, советские должностные лица исправительного учреждения сотрудничают с криминальными элементами сугубо ради своеобразно ими понимаемых интересов службы (поддержания порядка). Ни о какой их материальной заинтересованности, подкупе со стороны криминала и речи нет. Власть «блатных» в фильме сильна на зоне, но пока очень даже зависит от администрации зоны.

«Блатные» на зоне показаны как несомненное социальное зло с которым нужно бороться. Это характерное отношение советского кинематографа к уголовным элементам. Уже чуть позже в постсоветских фильмах «блатные» стали часто даже идеализироваться

Как же в фильме происходит борьба с этим социальным злом на зоне? Кто их пробует идейно перевоспитать? Теперь уже не советская исправительная система, не какой-нибудь идейный коммунист вооруженный «единственно верным учением всех времен и народов» марксизмом, а слабенький на вид интеллектуал-очкарик Виктор Мошкин, получивший прозвище «Филателист». Собственно  «Филателист» олицетворяет собой в фильме попытки советской либеральной интеллигенции как то реформировать страну. «Филателист» попал на зону несправедливо (как обычно и полагается положительным героям фильмов или жертвам советских репрессий). Его посадили за спекуляцию почтовыми марками на небольшой срок, но за это «преступление» вполне можно было получить условное уголовное наказание или  простое общественное порицание, штраф, но идейные  советские судьи все-таки  посадили Виктора Мошкина в тюрьму. Для тех, кто не знает — в советском УК была  статья за спекуляцию, которая после развала Советского Союза исчезла. Теперь давно уже можно покупать и перепродавать с наценками купленный товар. Теперь это называется бизнесом.

Виктор Мошкин попав на зону увидел всю несправедливость происходящего там.  Зона была поделена на тюремные «касты» и там правили бал «блатные», которым «западло» работать, которые притесняют и заставляют работать вместо себя других заключенных. Достается от «блатных» и самому «Филателисту», который начинает сплачивать вокруг себя  всех недовольных. «Филателист» потихонечку «обрабатывает» зэков, пытаясь пробудит в них самосознание историческими рассказами на тему восстания рабов и угнетенных против своих господ, осторожно проводя параллели между прошлыми и настоящими рабами. То он рассказывает о восстании рабов под предводительством Спартака, то о борьбе русского народа  против монголо-татарского ига и т.д. Про основателя советского государства – Ленина и большевиков в их борьбе за равноправное и справедливое общество «Филателист» в советском фильме уже не упоминает, что симптоматично и, наверное, отражает протест либеральной, диссидентской части советской интеллигенции против советского строя. Зэки слушают «Филателиста» с интересом и постепенно  признают «Филателиста» своим лидером в нарастающем  противостоянии «блатным».

Именно он, щуплый интеллигент становится лидером «угнетенных», а скажем, не сильный герой фильма Юрий Колганов («Калган»), которого за характер уважают даже «блатные».

«Калган» на одно время, получив поддержку «блатных» стал «бугром» (бригадиром) в бараке и мог не работать. Но «Калган» быстро отошел от «блатных» встав на сторону «Филателиста». Причина? Юрию Колганову просто не понравилось использовать и обманывать зэков («мужиков»). Согласитесь, редкое для наших дней явление. Человек добровольно отказался от сладкой и сытой жизни «авторитета» на зоне. В позднее советское время такие идеалисты  еще были. По крайне мере в фильмах того времени таких героев можно встретить.

Двояко в фильме показаны представители советской исправительной системы. Там имеются хорошие, преданные делу идейные люди. Так новый начальник колонии встал на сторону большинства бесправных зэков и пытался сломать устоявшуюся кастовую тюремную систему. Старший лейтенант Касимов в зэках видел, прежде всего, людей, а не отбросов общества. Но эти люди уже не могут исправить систему гнившую изнутри. Отрицательный представитель колонии в фильме – начальник оперчасти («кум»). «Кум» поддерживает устоявшиеся кастовые порядки на зоне, считая что по-другому просто быть не может. Ведь уберешь одних «блатных», на их место придут другие, более жестокие (из числа «угнетенных »).

Но степень морального нигилизма и падения советского начальника оперчасти в фильме еще ограничивалась определенными рамками. «Кум» не проявляет никакой видимой агрессии к заключенным:

не бранится на них, не применяет рукоприкладства, не участвует в пытках. «Грязную» работу на зоне он выполняет руками самих заключенных. С «Филателистом» у «кума» состоялась вполне мирная беседа, на которой тот пытался убедить интеллигентного бунтаря оставить его «вредную» затею: поломать порядки зоны. Так сказать предупредил, а потом с некоторым сожалением «сдал» бунтаря «блатным».

В итоге «блатные» «опустили» «Филателиста» дабы тот «не мутил воду». «Опустили» по беспределу, что немаловажно для  отрицательного образа «уголовных авторитетов» в советских фильмах.  На зоне вспыхнул бунт зэков, который пришлось усмирять силой. Усмирять заключенных прибыли советские военные (или внутренние войска МВД). И это бросается в глаза. Советская исправительная система не имела собственных специальных сил против бунтов заключенных, видимо из-за  неактуальности.

После кровавого подавления бунта в колонии зэков раскидали по другим местам отбывания наказания. «Черное», «блатное» движение в фильме оказалось полностью не побежденным даже в рамках одной колонии.   От такого окончания фильма веет определенной безысходностью, неспособностью советских исправительных учреждений справиться с «черными», с несправедливостью, кастовостью на зонах.

Очевидно, эта победа над социальным пороком общества -кастовостью заключенных в советских зонах, переносилась в фильме  в «светлое» демократическое будущее, когда у власти в стране и в большинстве будут такие люди как «Филателист».

Интеллигент и идеалист стал в фильме символом сопротивления всему несправедливому на зоне и в политической системе, но не смог выполнил свою миссию до конца. В современных зонах порядки, очевидно, еще более пугающие.

Анатолий Исаев.

 

Читайте также:

О ситуации в криминальном воровском мире России

Один комментарий к “Фильм «Беспредел» как отражение политической реальности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *