О ситуации вокруг заключения российско-японского мирного договора и судьбе южных Курил мы поговорили с политологом Анатолием Бардиным.
— Сейчас на фоне российско-японских переговоров по заключению мирного договора (существенной частью которого является судьба четырех спорных южных Курильских островов: Итурупа, Кунашира, Шикотана, Хабомаи) в обществе активизировались слухи о судьбе спорных южных Курильских островов. Как пишут некоторые СМИ, японское правительство выражает определенный оптимизм в отношении заключении мирного договора и, очевидно, территориального вопроса. Некоторые политические партии России стали выступать против передачи спорных островов Японии. Даже внесли законопроект в Государственную Думу. Как вы думаете, по итогам заключения мирного договора могут ли предать спорные Курильские острова Японии?
А.Бардин: Мое убеждение, что российские власти сейчас не пойдут по пути передачи спорных островов Японии. Ни за какое вознаграждение
— Эти острова отошли к СССР в числе прочего после победы над Японией во Второй мировой войне. Но Япония не считала спорные острова Курильскими и считает их отторжение незаконным. Мое убеждение, что российские власти сейчас не пойдут по пути передачи спорных островов Японии. Ни за какое вознаграждение. Если в основу российско-японских переговоров положена советско-японская декларация 1956 г., как об этом заявлено, то в лучшем случае возможно обсуждение передачи Японии двух спорных островов – Шикотана и Хабомаи. Эти острова в свое время в 1956 г. готов был передать Японии еще СССР ради мирных добрососедских отношений. Тогда в 1956 г. и была подписана советско-японская декларация. Эта декларация предусматривала передачу Японии двух островов, в обмен на нейтралитет Японии.
А. Бардин: Вариант передачи Японии даже этих спорных двух островов (Шикотана и Хабомаи) затруднителен
Но сейчас вариант передачи Японии даже этих спорных двух островов затруднителен. Во-первых, потому что Россия захочет гарантий от Японии, что в случае их передачи Японии на них не будет американских военных баз. Понятно, что таких гарантий нет. Ведь Япония близкий союзник США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и роль США там большая. Во-вторых, Россия при заключении мирного договора будет стремиться признания Японией за Россией двух других спорных островов – Итурупа и Кунашира, а Япония на это не пойдет. Или пойдет с оговорками. Япония захочет в перспективе иметь надежду на возвращение, пусть и не сразу, но не двух, а всех четырех островов. И это понятно, Япония маленькая, но экономически развитая страна при растущем постоянно населении. Затруднит переговоры и требование Москвы к Токио признать законность вхождения спорных территорий в состав СССР, а затем России. Япония считает эти территории «оккупированными», а значит такое признание будет идти вразрез уже устоявшимся взглядам японцев. К тому же после такого признания Японии останется надеяться только не добрую волю России в вопросе передачи («возвращении») островов.
А. Бардин: Современная политика Кремля основана как раз на патриотической риторике: усилении военной и геополитической мощи России, воссоединения территорий
Передать же сейчас Японии все спорные острова, как она того хочет (даже в обмен на солидную компенсацию), для российской власти будет неприемлемо. Это будет значить нанесение существенного удара по своему политическому имиджу. Современная политика Кремля основана как раз на патриотической риторике: усилении военной и геополитической мощи России, воссоединения территорий. Наша власть также не захочет показаться собственному народу и внешнему миру слабой. К тому же политическая оппозиция, вроде КПРФ, ЛДПР и либеральных партий, будет широко использовать территориальный вопрос в своих политических целях. Что уже собственно происходит.
— Почему тогда эти важные переговоры по заключению мирного договора, как отмечается некоторыми наблюдателями, не освещаются широко в СМИ. У людей может создастся впечатление о замалчивании переговоров, ведении закулисных торгов с Японией по Курильским территориям без участия граждан.
А. Бардин: Конечно, сам факт активизации российско-японских переговоров в это время свидетельствует о желании России как-то улучшить свое экономическое и внешнеполитическое положение
— Не освещается достаточно в СМИ, не выносится на публичную дискуссию, так как у властей, очевидно, нет желания лишний раз будоражить российское общество. И это о многом говорит. Ведутся переговоры с Японией, рассматриваются разные приемлемые для России варианты. Кремль настроен на диалог и сотрудничество с Японией по проблемам Курильских островов, но все-же при сохранении над островами российского суверенитета. Президент России Владимир Путин уже заявлял, будучи в Японии, о возможном большом участии Японии в экономической жизни южных Курильских островов (совместном хозяйственном ведении) при том, что острова не будут переданы Японии. Не более того. Конечно, сам факт активизации российско-японских переговоров в это время свидетельствует о желании России как-то улучшить свое экономическое и внешнеполитическое положение. Экономике Дальнего Востока (Курил) очень не помешали бы иностранные, в данном случае японские, инвестиции. Во внешней политике России выгодно иметь хорошие отношения с соседней Японией, которая может быть и некоторым противовесом мощному Китаю, США в Тихо-Азиатском регионе. России хочется как-то разломать антироссийскую проамериканскую коалицию в международной политике. Япония же является важным союзником США в Азии.
— Некоторые критики отмечают, что Кремль в 2008 г. передал Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский не обсуждая широко этот вопрос в обществе. Не может ли случится подобное при решении вопроса с южными Курильскими островами?
— Курильские острова – это совсем другая тема. И по величине спорных территорий и по их истории вхождения в состав России. Это некий символ побед России в Азиатском регионе над своими врагами. Вроде Калининграда (бывшего Кенигсберга) в Центральной Европе. Политический резонанс от передачи таких островов будет огромен. Поэтому уверен, что именно сейчас российские власти не пойдут по пути передачи этих островов Японии.
— Каким вы видите итог российско-японских переговоров по южным Курильским островам?
А. Бардин: Окончательное решение территориального вопроса, скорее всего, ляжет на плечи будущих поколений политиков
— Этот территориальный вопрос сейчас окончательно не решится. Япония будет стремиться к установлению собственного суверенитета над спорными островами и никогда не откажется от этого. Россия предлагает другой вариант. В лучшем случае, очевидно, сейчас возможно достижение только некоторых временных российско-японских договоренностей. Окончательное решение территориального вопроса, скорее всего, ляжет на плечи будущих поколений политиков. Экономическая и миграционная ситуация на Дальнем Востоке, если в ней не будет происходить существенных изменений, также будет способствовать поднятию территориальных претензий нашим соседом вновь и вновь.
— Спасибо за беседу.
Читайте также по теме:
Интересная статья, все разложено по полочкам. Многое стало понятно.Ясное дело, Курилы никто отдавать не будет сейчас